← Назад ко всем вопросам

Что такое SOLID

1️⃣ Как кратко ответить

SOLID — это набор из пяти принципов объектно-ориентированного программирования, которые помогают разработчикам создавать более понятные, гибкие и поддерживаемые системы. Принципы включают: Single Responsibility Principle (SRP), Open/Closed Principle (OCP), Liskov Substitution Principle (LSP), Interface Segregation Principle (ISP) и Dependency Inversion Principle (DIP).

2️⃣ Подробное объяснение темы

SOLID — это акроним, представляющий пять принципов объектно-ориентированного программирования, которые были предложены Робертом Мартином (известным как Uncle Bob). Эти принципы помогают разработчикам создавать системы, которые легче поддерживать и расширять. Рассмотрим каждый из них подробнее:

  1. Single Responsibility Principle (SRP)

    Принцип единственной ответственности гласит, что у каждого класса должна быть только одна причина для изменения, то есть класс должен иметь только одну обязанность. Это помогает уменьшить сложность системы и облегчает её поддержку.

    Пример: Представьте класс Report, который отвечает за генерацию отчета и его печать. Нарушение SRP происходит, если в этом классе также реализована логика отправки отчета по электронной почте. Лучше разделить эти обязанности на два класса: ReportGenerator и EmailSender.

  2. Open/Closed Principle (OCP)

    Принцип открытости/закрытости утверждает, что программные сущности должны быть открыты для расширения, но закрыты для модификации. Это означает, что поведение системы можно расширять без изменения существующего кода.

    Пример: Если у вас есть класс Shape с методом draw(), и вы хотите добавить новый тип фигуры, например, Triangle, вы должны создать новый класс Triangle, который наследует Shape, вместо изменения существующего кода.

  3. Liskov Substitution Principle (LSP)

    Принцип подстановки Барбары Лисков утверждает, что объекты в программе должны быть заменяемы экземплярами их подтипов без изменения правильности выполнения программы. Это гарантирует, что подклассы могут заменить базовые классы без нарушения функциональности.

    Пример: Если у вас есть класс Bird с методом fly(), и вы создаете подкласс Penguin, который не может летать, это нарушает LSP. Вместо этого, Penguin не должен наследовать Bird, если fly() является обязательным методом.

  4. Interface Segregation Principle (ISP)

    Принцип разделения интерфейса гласит, что клиенты не должны быть вынуждены зависеть от интерфейсов, которые они не используют. Это означает, что лучше иметь несколько специализированных интерфейсов, чем один общий.

    Пример: Вместо одного интерфейса Machine с методами print(), scan(), fax(), лучше создать три отдельных интерфейса: Printer, Scanner, Fax, чтобы классы могли реализовывать только те методы, которые им необходимы.

  5. Dependency Inversion Principle (DIP)

    Принцип инверсии зависимостей утверждает, что модули верхнего уровня не должны зависеть от модулей нижнего уровня. Оба должны зависеть от абстракций. Абстракции не должны зависеть от деталей. Детали должны зависеть от абстракций.

    Пример: Вместо того чтобы класс Database напрямую зависел от конкретной реализации MySQLDatabase, он должен зависеть от интерфейса DatabaseConnection, который реализуется MySQLDatabase. Это позволяет легко менять реализацию базы данных без изменения кода, который её использует.

Эти принципы помогают разработчикам создавать более гибкие и поддерживаемые системы, уменьшая зависимость между компонентами и улучшая модульность кода.

Тема: Паттерны/SOLID
Стадия: Tech

🔒 Подпишись на бусти автора и стань Алигатором, чтобы получить полный доступ к функционалу сайта и отслеживать свой прогресс!

Твои заметки